Эстрадный гипноз

АвторДмитрий Иванов
На чтение
Просмотров
Опубликовано03.02.2020

Человечеству всегда была присуща тяга к загадочному и по этой причине, гипноз с древности вызывал у людей интерес, удивление и даже страх. Постепенно, в тайны гипноза стали проникать врачи или простые энтузиасты и появилось такое направление как – эстрадный гипноз.

Эстрадный гипноз – это разновидность шоу, которое демонстрируют на разных концертных площадках. В качестве места выступления может быть выбран не просто клуб или театр. Эстрадные гипнотизеры часто выступают в ресторанах и крупных развлекательных заведениях.

В этой статье попробуем разобраться – что это такое. Ловкое мошенничество или реально работающие методики, а также проведем сравнение между терапевтическим гипнозом и его эстрадным аналогом.

С чего все начиналось

Австрийский врач Франц Месмер

Австрийский врач Франц Месмер

Прообразом театрального гипноза стали театрализованные представления, которые проводили месмеристы и гипнотизеры в XVIII и XIX веках. Месмеристы, практиковались на показах феноменов магнетизма и свое название, это направление получило от известного целителя Франца Месмера, жившего в XVIII веке. Он был австрийского происхождения и по слухам, которыми всегда была окутана его загадочная личность, обладал выдающимися способностями.

Месмер ввел в обращение такое понятие как – животный магнетизм. Постепенно месмеризм стали ассоциировать с настоящим гипнозом, а сам термин «гипноз», был придуман шотландским хирургом Джеймсом Брайдом. Его сильно поразило в 1841 голу выступление Чарльза Лафонтена, последователя месмеризма из Швейцарии. Под впечатление от увиденного, Брайд разработал первую теорию гипноза.

Он был хирургом и отлично знал, как проводятся представления с показом элементов «электро-биологии» и магнетизма. Однако, это не помешало Брайду увлечься данной темой и заняться ее тщательным изучением. Более того, он дружил со многими «гипнотизерами» того времени. Например, Брайдом была сделана афиша для очередного шоу «Электро-биология», которое показал исполнитель из Америки Джордж Стоун.

Проявив известную долю креатива, Брайд описывал в афише основные моменты предстоящего мероприятия. Зрителям гарантировалось, что Стоун будет работать только с добровольцами из зала и никаких ассистентов не будет.

В афише были описаны те эффекты, которые посетители шоу увидят своими глазами, а к лючевыми моментами представления были:

  • болевые ощущения в разных частях тела;
  • изменение вкуса простой воды на любой по желанию зала;
  • потеря памяти;
  • потеря слуха, зрения и речи;
  • появление заикания;
  • превращение палки в змею.

Гарантировалось, что никакого сговора не будет и все действия исполнитель проведет без предварительной подготовки с помощниками из зала.

Приведенный список во многом соответствует дальнейшим представлениям, которые стали проводить эстрадные гипнотизеры. Современная программа таких исполнителей практически не претерпела изменений. Поменялось название и появилась возможность погружения зрителя в гипнотический транс.

Истоки скептицизма

самый популярный инструмент гипнотизера – маятник

самый популярный инструмент гипнотизера – маятник

Основной проблемой для артистов, выступающих в жанре эстрадного гипноза, является высокий уровень недоверия у публики и экспертов. Развитию такого отношения способствовали сами исполнители. Когда шоу с использованием гипноза только стали появляться, гипнотизеры нагоняли вокруг себя много таинственного тумана. Многие из них пытались убедить окружающих, что обладают сверх способностями. На практике, выступления ограничивались мощным психологически давлением с последующим внушением, и это далеко не трансовое состояния в которое погружает человека гипнотизер.

Усиливает недоверие и скудность исторических фактов о гипнозе прошлого времени. По факту, об этом явлении заговорили только с появлением термина «гипнотизм», но были и признанные мастера своего дела. В конце XIX века, в США с огромным успехом проходили выступления целой группы гипнотизеров. Руководил труппой Томас Ф. Адкин, который написал книгу «Полный курс магнетического лечения».

Отличие клинического гипноза от эстрадного

Эстрадный гипнотизер всегда шоумен

Эстрадный гипнотизер всегда шоумен

Клинический гипноз – лечебная процедура, призванная помочь пациенту без лишних зрителей.

В большинстве случаев, врач-гипнолог работает с пациентом индивидуально, без привлечения помощников. Манера поведения врача, кардинально отличается от того, что делает гипнотизер на эстраде. Его задача, оказать максимально возможную помощь пациенту, а не развлечь публику. Артист напротив, старается угодить зрителям и показать им яркое шоу.

Эстрадный гипноз – действие на сцене с элементами шоу и предназначенное только для развлечения.

Интересное видео по эстрадному гипнозу

Наиболее популярный номер эстрадного гипноза

Наиболее популярный номер эстрадного гипноза

На просторах интернета, можно найти огромное количество видеоматериалов, посвященных эстрадному гипнозу. Есть обучающие видео или рассматривающие эту тему с критической точки зрения. Простому зрителю интереснее посмотреть, как это работает на практике. Среди множества эстрадных гипнотизеров можно выделить Дмитрия Домбровского.

У исполнителя есть две программы, не только развлекающие зрителей, но и дающих им полезную информацию:

  • «Откройте в Себе Талант»;
  • «Гипноз-Шоу Домбровского».

В шоу участвуют зрители из студии и происходящее на сцене оставляет глубокие впечатления. В программах синтезирован юмор, познавательный рассказ и прямой эксперимент. Посмотреть эти видео стоит.

Как научится эстрадному гипнозу

Эстрадный гипнотизер имеет характерный и пронзительный взгляд

Эстрадный гипнотизер имеет характерный и пронзительный взгляд

У многих, заинтересованных темой эстрадного гипноза, возникает желание научиться этому загадочному искусству. Благо, сейчас масса курсов, предлагающих освоить эту технику, однако, не стоит рисовать себе слишком радужных надежд. Отправившись на курсы гипноза человек думает, что после обучения ему будет достаточно взмаха руки, чтобы ввести любого в транс. На практике, это практически невозможно, и на таких курсах обучают лишь азам классического гипноза.

Для использования техники в реальной жизни, необходимо найти человека, который добровольно решит участвовать в эксперименте. Тогда, можно применить полученные знания на практике, погружая человека в состояние амнезии или зрительных галлюцинаций. По существу, являясь частью стандартного гипноза, эстрадный доступен и для самостоятельного изучения.

Научится технике погружения человека в транс, может практически любой, не посещая никаких курсов. Для определенной категории людей, изучение гипноза будет даваться более легко. Это личности с ярко выраженными качествами лидера и понимающие человеческую психологию.

Чтение книг по психологии и наблюдения за поведением окружающих, во многом способствуют обучению гипнозу. Развить в себе волевые качества и высокую концентрацию помогают несколько простых приемов. Для их выполнения достаточно:

  • заставлять себя молчать, когда хочется выговориться;
  • контролировать свое раздражение при выполнении скучной или неприятной работы, делая дело добросовестно и тщательно;
  • отказаться от вредных привычек;
  • при провокации на конфликт сдерживать свои эмоции и не отвечать агрессией;
  • рисовать одновременно разными руками круг и квадрат.

Профессиональные гипнотизеры отличаются своеобразным взглядом, пронзительным и немигающим. Это необходимо для надежного зрительного контакта с человеком, и гипнотизер способен подолгу смотреть в глаза собеседнику не отрываясь.

Чтобы выработать такой взгляд используется простая техника на небольшом предмете. Объект должен находиться примерно в метре от глаз и сосредоточившись на нем, сначала стараются смотреть не моргая в течение минуты. Постепенно, время концентрации увеличивают, доводя его до 10 или 15 минут.

Полезная литература по эстрадному гипнозу

Не стоит путать литературу по магии с книгами по гипнозу

Не стоит путать литературу по магии с книгами по гипнозу

Расширить свой кругозор в теме классического и эстрадного гипноза поможет литература, написанная признанными мастерами.

Книг на эту тему издано очень много и среди них можно выделить следующих авторов:

  1. Александр Черепанов – «Эстрадный гипноз» в двух томах. Александр Черепанов является президентом ассоциации гипнотизеров России. Известный гипнолог руководит университетом и проработал эстрадным гипнотизером более 30 лет. В своей аннотации к книге он написал, что хочет передать свой многолетний опыт молодому поколению.
  2. Григорий Гутман – статьи в различных источниках. Хотя Гутман не писал книг по гипнозу, однако он дал множество развернутых интервью по этой теме, из которых можно почерпнуть огромное количество полезной информации. Он впервые в СССР ввел гипноз в программу выступлений. Мастер проработал на сцене более 60 лет, был невероятно популярен и провел порядка 20 тысяч сеансов гипноза.
  3. Михаил Шойфет – «Нераскрытые тайны гипноза». Михаил Шойфет был не только отличным эстрадным гипнотизером, но и историком этого искусства и гипноза в целом. Разработал оригинальную методику психофизической саморегуляции организма человека. Был преподавателем Академии психологии при РАН.
  4. Виталий Евтушенко – «Энциклопедия гипнотических техник». Виталий Евтушенко не только успешно выступает на сцене как эстрадный гипнотизер, но и является практикующим врачом-гипнологом. Ему присвоена высшая степень врача-психотерапевта и в центре под его руководством, успешно избавляют от вредных привычек при помощи гипноза.

Эстрадный гипноз чудеса на сцене или мистификация

Вовлеченность зала помогает внушить необходимое

Вовлеченность зала помогает внушить необходимое

Представления по эстрадному гипнозу производят впечатление, что гипнотизер полностью контролирует сознание зрителей. Действительно, чтобы достичь необходимого эффекта, выступающему приходится прикладывать серьезные усилия.

Однако, все номера держатся на внушаемости, аудитории которая в едином порыве поддается общему восхищению и интересу. Как ни странно, создать требуемой настрой у группы людей проще чем у одного человека. Если в зале будет присутствовать скептик, то он вряд ли ответит общим чувствам и разделит восторг окружающих.

Эстрадные гипнотизеры, в первую очередь, отличные психологи и прекрасно вычисляют среди зрителей тех, кого можно привлечь к участию в представлении. Многие психотерапевты считают, что такие зрителя хотят побыть в центре внимания, побороть свои фобии и страхи или просто сделать приятное окружающим.

Однако, среди действительно профессиональных гипнотизеров, встречаются и откровенные мошенники. На этот факт указывают многие известные мастера данного жанра. В частности, Ормонд Макгилл написал книгу подробно рассказывающей о тонкостях его профессии. Он привел там множество примеров сговора исполнителя шоу с участниками.

Недобросовестные исполнители используют одну из следующих стратегий:

  1. Явный обман, при котором «гипнотизер» применяет приемы из арсенала фокусников – как минимум ловкость рук.
  2. Подбор участников с применением методов психологии и просьбой проделать определенное действия. По результатам теста, отбираются те, кого потом приглашают на сцену.
  3. Готовность участника выполнять команды «гипнотизера», поскольку на сцене сосредоточено все внимание и ожидание зрительного зала.

Используются и такие виды обмана:

  1. Ситуация вызова. Этот прием основывается на убеждении и подмене понятий. Например, ведущий объявляет участнику: «У вас парализовало руки, и вы не можете их поднять». Далее, не дается никаких указаний и создается иллюзия проблемы, для решения которой необходимо приложить определенные усилия.
  2. Трюки не имеющие отношения к гипнотическому трансу. В литературе посвященной обучению эстрадному гипнозу, достаточно часто, можно встретить описания приемов, которые рассчитаны на ловкость рук ведущего. Навыков гипноза в таких случаях не требуется, главное – приложение физических усилий и самовнушение зрительного зала. Ярким примером может служить номер, в котором человек держится между двух стульев. Тело его деревенеет и превращается в несгибаемую доску. Секрет эффектного трюка кроется не сомнамбулическом состоянии участника, а в правильном расположении его тела на стульях.
  3. Приглашение на сцену подставных участников, наиболее популярный вид обмана в силу своей простоты и доступности. Начиная представление, «гипнотизер» вызывает на сцену поставное лицо и показывает с ним несколько номеров. Потом приглашаются зрители из зала, которые начинают подражать реакциям предыдущего испытуемого. Для усиления эффекта, подставных зрителей вызывают и на кульминацию представления.

Отличие лечебного гипноза от эстрадного

При лечебном гипнозе с человеком работают индивидуально, в спокойной обстановке

При лечебном гипнозе с человеком работают индивидуально, в спокойной обстановке

Выше, уже было отражено основное отличие лечебного и эстрадного гипноза. На практике, отличается и состояние участников. На сеансе лечебного гипноза человек полностью расслабляется и достигает состояния внутреннего покоя. Его не заставляют совершать поступки, которые идут в разрез с его характером, привычками и убеждениями. На сцене, напротив, участнику предлагается выполнить достаточно странные поступки, которые в обычной жизни ему совершенно чужды.

Поскольку эстрадный гипноз предназначен для развлечения зрителей, гипнотизер должен быть наделен изрядными артистическими навыками. В противном случае, его представление просто не вызовет интереса у публики. Для того чтобы настроить зрителей на «нужную волну», нередко, перед выступлением, ведущий читает небольшую вводную лекцию.

Гипнотерапия, в первую очередь – это один из современных методов лечения. Профессиональные гипнологи помогают людям избавиться от застарелых страхов, фобий или избавиться от пристрастия к пагубным привычкам. Встречались случаи, когда при помощи гипноза люди излечивались от тяжелейших заболеваний. В своей работе, психотерапевты, лечащие при помощи гипноза, применяют строго научные методы.

Эстрадный гипноз, в основе своей, несет использование трюков, основанных на выигрышной ситуации или откровенных уловках. Однако, сказать, что научить эстрадному гипнозу легко, нельзя. Не все люди обладают артистическими дарованиями и способны освоить технику фокусников. Помимо этого, эстрадный артист этого жанра, должен обладать гипнотическими навыками.

Заключение

Владение гипнозом дает большие возможности обладателю таких техник. Можно помочь своим близким или с успехом использовать полученные знания для продвижения по карьерной лестнице. Эстрадный гипноз, достаточно сильно отличается от классического. Научиться этой методике можно, но необходимо приложить определенные усилия, как и в любом деле. Главное, найти действительно профессионального преподавателя и помнить об этической стороне дела.

Видео – Гипноз на ТНТ с Домбровским (8)

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.

Поделиться с друзьями

Рекомендуем посмотреть

  • Ученые уже более полувека исследуют медитацию в попытке узнать все ее загадки: Как она воздействует на мозг? Что происходит с сердечной системой? С дыханием? Наконец, с нашим сознанием? 
  • Заикание относится к распространенному виду нарушения речи. Большая часть страдающих заиканием приходится на детей раннего возраста и подростков. Для его устранения применяются разные методы лечения, в том числе специальные техники гипноза. При грамотном его применении гипнотическое воздействие может привести к быстрому излечению.
  • Уличные гадалки, мошенники на доверии, сектанты и прочие «товарищи», практикующие не совсем честный образ жизни, помимо интуитивного знания человеческой психологии, бывают наделены гипнотическим даром. Вводя жертву в транс, они беззастенчиво обирают ее до нитки или навязывают необходимые установки поведения. По этой причине хотелось бы выработать технику выхода из гипнотического состояния.